Реальное отражение взаимоотношений США и России

Денис ЧЕНУША

Политолог, независимый эксперт

Для сайта VESTI.MD

Отношения России и США находятся в периодической турбулентности, как в последствие усиления американского присутствия на постсоветском пространстве, так и благодаря пересмотру отношения России к бывшим советским республикам и ее наступательным действиям в отношении со «странами-изгоями» (Иран, Северная Корея и др.). «Перезагрузка» двухсторонних отношений Москвы и Вашингтона, запущенная после избрания нового президента США Барака Обамы, в связи с формированием российского «тандема» власти Медведев-Путин, создали реальные возможности для решения некоторых конфликтных ситуаций. После встречи во время «большой восьмерки», в Лондоне, стало понятно, что американский и российский президенты нашли общий язык, и США приняли как данность заявку России на ее принятие в «многополярный мир», находящийся в процессе становления. Такое последствие было спровоцировано тем, что решение множества проблем стало неподъемной ношей для американских властей, ну а Москва стала незаменимым элементом многочисленных международных процессов урегулирования (Ближний Восток, проблема разоружения корейского полуострова, Иранская проблема, а также такие вопросы, как Косово, Кавказ и др.). Кроме этого, комплексные вопросы, относящиеся к региональной, международной, или же энергетической безопасности, включили в себя «российский фактор», ставший неотъемлемым, невзирая на то, что он появился как противовес «западу» и позиционирует себя как источник «не западной демократии».

Почему США интересует бывшая «супердержава»?

Мировой финансовый и экономический кризис заставил США быть благоразумнее и осторожнее по отношению к «вставшей с колен» России. Интерес объясняется и тем, что с ее помощью Вашингтон рассматривает возможность сократить некоторые существенные расходы, к примеру, для несостоятельных военных действий в Афганистане. Не менее важна геополитическая роль этой страны, даже если она играет неоднозначную, и часто неконструктивную, роль в решении разных региональных вопросов (Кавказ, Ближний Восток, Иран ит.).

Проблема корейского полуострова, вновь всколыхнувшего недавно мировое спокойствие тестированием новых ракет, а также опасность ухудшения ситуации на Ближнем Востоке всвязи с повторным выбором антиизраильского иранского президента Махмуда Ахмадинежада. Помимо этого, в этом году истекает действие двухстороннего Договора о Стратегическом наступательном вооружении (СНВ).

С одной стороны, США волнуется по поводу возможного повторения опыта ДОВСЕ в случае с СНВ (в прошлом году был объявлен мораторий на соблюдение распоряжений Договора об Обычных вооруженных силах в Европе). Кроме соображений, относящихся к безопасности, Вашингтон поставил акцент на попытки полного восстановления политического диалога, с целью сбалансирования внешней ориентированности России, в пользу Китая, Ирана или других стран с сомнительной внутренней и внешней легитимностью.

Удачные попытки распространения «суверенной демократии» на постсоветском пространстве или же сильная поддержка властей тех стран, где воплощаются удобная для России форма демократии, вызывают другие вопросы. В этом смысле, в контексте сложностей кризиса, США пытается предвидеть сильное сближение и, в итоге, сплочение вокруг международного полиса продвигающего «не западную демократию». Независимо от этого, во время официального визита Обамы в Москве (Июль 2009 г.), вопрос о демократических преобразованиях в институтах практически не был затронут, по сравнению с проблемой воздушного военного транзита через российскую территорию в Афганистан. Центральное место занимает все же открытие диалога по подписанию нового революционного СНВ на десятилетний срок.

Для того, чтобы показаться ближе к России, Обама дал понять, что Украина и Грузия смогут войти в НАТО только когда будут соответствовать всем нужным критериям, признав (по данным некоторых СМИ) превосходство России на постсоветском пространстве. В то же время, американский президент не скрыл тот факт, что СНВ не может иметь ничего общего с третьим элементом американской системы ПРО в Европе. Также, на самом деле заявления Обамы по поводу Киева и Тбилиси не как не могут повлиять на внедрение стратегических договоров подписанных в прошлом году c этими двумя пост-советскими странами.

Выгоды России от «дружбы» с США

Открытость Москвы и ее «искренность» по отношению к Вашингтону (Обама охарактеризовал Медведева как открытого и искреннего партнера) доказывают существование интересов с ее стороны. В первую очередь, восстановление СНВ нужна России (также как и США) для того, чтобы поднять сотрудничество в этой сфере на новый уровень. В итоге преследуется цель не только обоюдного уменьшения количества ракет и боеголовок, что повлечет за собой экономия денег и улучшение контроля над оружием такого рода.

Не менее важным является тот факт, что сознательно Москва добивается изменения status-quo сохраняющегося после окончания холодной войны, и состоящего из доминирования США. Таким образом, используя СНВ, Россия пытается сбалансировать расклад сил. Во-вторых, на основе соглашения о воздушном военном транзите через российскую территорию в Афганистан, российские власти попытаются скорректировать риторику Вашингтона по поводу внутренней политике России, или же, отношение к ситуации на Кавказе и Украине. В этом смысле, можно было заметить в заявлениях Обамы достаточно осторожную и дипломатическую формулировку по поводу поддержания стабильности в Грузии.

В-третьих, Москва может быть заинтересована в договоре о воздушной транспортировке с США, преследуя одновременно несколько целей: более эффективную переброску американских солдат в Афганистан с тем, чтобы защитить лучше южные границы России; создание предпосылок для искусственного напряжения между США и Ираном для повышения цен на нефть и, соответственно, на газ; как и в отношение с НАТО, договор, подписанный с США, позволит российским властям вести убедительные переговоры о создание пан-европейской системы безопасности. Также России нужны эти документы для того, чтобы улучшить свой имидж, испорченный кризисами из Грузии и Украины. Таким образом, Москва получает дополнительные рычаги не только для давления на США, но и на ЕС и другие отдельные европейские государства.

С точки зрения безопасности, и заканчивая экономическими договоренностями (открытие американского рынка для России или же исключение санкций по продаже мяса скота из США и др.), оба государства не готовы отойти от поведения характерного для холодной войны. Отдельные стратегические интересы, как и «множественные монеты для размена», не позволяют развить общие подходы не только к большим досье, но и в случае проблем и поменьше (Кавказский вопрос, Приднестровский конфликт ит.).

Explore posts in the same categories: Статьи на русском языке, Relaţii Internaţionale, Rusia pretutindeni

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Google

Comentezi folosind contul tău Google. Dezautentificare /  Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare /  Schimbă )

Conectare la %s


%d blogeri au apreciat: