Гимпу критикует Филата, прощает Румынию и тонко осуждает молдавско-румынский договор о приграничном режиме

ДЛЯ AZI.MD

Менее чем через неделю после того, как премьер и электоральный конкурент Влад Филат подписал с Румынией договор о приграничном режиме, этот документ стал одним из самых скомпрометированных достижений нынешней власти на международном уровне.

Критика была направлена как в адрес премьера, так и в сторону Бухареста. Впервые антикоммунист Михай Гимпу был солидарен с ПКРМ относительно критики в адрес Филата. Почему Гимпу выступил с критикой «бухарестских приключений Филата» через неделю после подписания документа? Почему этот противоречивый договор до сих пор не представлен общественности? В действительности это чисто технический документ или все же он содержит существенные политические аспекты? Почему Румыния пошла на вариант «Филат – Баконски» в обход Михая Гимпу? Отразится ли скандал о «неконституционности» действия Филата на судьбу столь значимого договора для Румынии, которая готовится к вступлению в Шенгенскую зону? Какое значение будут иметь контраргументы Гимпу для либералов и имиджа премьера?

«Условный» документ принятый «неконституционно»

Объяснения и.о. президента страны Михая Гимпу полностью характеризуют процессуально-законные рамки действий Филата. Кроме статьи 86 Конституции РМ, касающейся полномочий главы страны в области внешней политики, премьер проигнорировал и Закон о договорах, который дает президенту страны исключительное право парафировать межгосударственные документы. Это не распространяется на премьера даже в условиях противоречивого временного президентства Гимпу. Однако Филат отвергает любые обвинения в «неконституционном» поведении, объясняя свои действия «европейским контекстом» и «прячась» за спиной председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу. Весьма вероятно, что высокопоставленный европейский чиновник и не знает о политических дебатах в Молдове, где спекулирует с использованием его имени. Очевидно другое – молдавские политики используют авторитет европейских структур для сокрытия своих ошибок. Ни в сообщениях правительства Молдовы, ни в сообщениях МИД Румынии, посвященных этому событию, не говорится ничего о заявлении Баррозу относительно подписания молдавско-румынского договора. Обеими сторонами документ квалифицируется, как «технический», без прямого участия Брюсселя. [1]. В то же время Филат должен убедить нас в том, что договор настолько технический и незначительный, что можно было проигнорировать его рассмотрение в рамках парламентской Комиссии по внешней политике и европейской интеграции, как принято в подобных случаях.

Отклонение от конституционных и законных норм, а также нарушение парламентской процедуры, показывает быстроту и поверхность, с которыми было принято решение о подписании молдавско-румынского договора. Тот факт, что документ подписал Бухарест и договор разрушает предвыборные спекуляции коммунистов о возможном объединении Республики Молдова и Румынии дополнительно мотивировали Филата проигнорировать своего оппонента и бывшего коллегу по правящей коалиции Михая Гимпу. К этому добавилась и попытка Румынии решить важную для себя проблему с присоединением к Шенгенской зоне до парламентских выборов в Молдове. Несмотря на оптимистические результаты соцопросов в Молдове, на парламентских выборах могут победить формирования не питающие особо дружеских отношений к соседнему государству. Предвосхищая сценарий конституционного референдума и осознавая роль, которую коммунисты продолжают играть в молдавском обществе, Румыния выбрала более короткий и простой вариант, отдав предпочтение динамичному Филату вместо противоречивого и «тяжелого» Гимпу. Даже если команда Филата проконсультировала бы хорошо законодательство, понимая, что действует на «острие ножа», соревнование за голоса молдаван из Румынии важнее реакции «плаксивого» Гимпу, который на этот раз абсолютно прав.

Рассуждения Бухареста и колебание Гимпу

В своей критике Михай Гимпу не касается румынских партнеров, даже если они «перескочили» через него. Никогда вся вина не лежит только на одну сторону, поэтому ответы надо искать и в Бухаресте. В день подписания договора Филат встретился с «непопулярным» румынским премьером Эмилем Бок, после чего был принят «пробессарабским» президентом Траяном Бэсеску. Возникает вопрос, почему договор не был подписан на уровне премьер-министров? И еще, почему Бэсеску косвенно перевел имидж в сторону Филата, оставив «прорумына» и скрытого сторонника унионизма Михая Гимпу в тени?

Ответ вполне очевиден: Бок полностью дискредитирован на внутреннем уровне и является неким «нужным злом» команды Бэсеску. Негативный имидж румынского премьера мог «повредить» и снизить роль Филата в этом процессе в глазах граждан Молдовы. Кроме того, Бэсеску не мог лично подписывать такой документ, так как придал бы слишком большое значение «неудобному» договору, который не соответствует позиции румынского президента к Республике Молдова. В этой ситуации Теодор Баконски был единственной и самой подходящей кандидатурой, приемлемой и для Филата, который был сконцентрирован на привлечение молдавского электората из Румынии на сторону ЛДПМ. Тем более, что Баконски готовят на председательство партии, которую сейчас возглавляет Бэсеску.

Позиция европейских структур по данному вопросу не чувствовалась, так как сущность документа действительно делает его техническим. Кроме того, в отношении Филата и его окружения существует снисходительная позиция и кредит доверия. Однако остается загадкой, почему эти консультанты Филата разрешают ему использовать имя Баррозу для оправдания отклонения от закона.

В действительности, путь Баррозу пересекся с Филатом в Бухаресте скорее случайно. Стороны провели блиц встречу, незначительную для диалога между Молдовой и ЕС в целом. Дискуссии Филата и Баррозу прошли на фоне саммита Дунайских стран, на котором обсуждался вопрос европейского значения – Стратегия ЕС для дунайского региона. Именно поэтому присутствие Баррозу было обязательно. Следовательно, молдавско-румынские переговоры и парафирование договора о режиме государственной границы [2] состоялись на двустороннем уровне и никак не связаны с Баррозу в качестве председателя Еврокомиссии. Поэтому заявления Филата о негативном воздействии слов Гимпу на имидж Молдовы на внешней арене преувеличены и некорректны, так как этот «скандал» в первую очередь коснется Румынии, которая пока проявляет больше безразличия, чем желания внести ясность. Следует отметить, что румынская сторона, так же как и молдавская, не обнародовала текст документа. Вместе с тем, имидж Филата, которого ценят в Брюсселе за ответственность и прозрачность в процессе принятия решений, несколько пострадает. Частично будет дискредитирована и позиция Гимпу, который оплошал ранее, когда пытался добиться любой ценой конституционного референдума для изменения практически всей Конституции страны. В выигрыше от всех этих ошибок и трений между бывшими «партнерами» останутся коммунисты, которые воспользуются моментом для того, чтобы подчеркнуть неустойчивость либерально-демократической коалиции.

Гимпу ревнует Филата за Румынию или за соцопросы?

Политический прагматизм между ЛП и ЛДПМ в рамках «просроченного» альянса никак не может победить соревнование за «румынский фактор». Пока Филат будет играть на «румынском поле», Гимпу будет реагировать жестко, так как ЛП позиционирует себя как самая прорумынская партия в Молдове. Однако желание либералов монополизировать эту политическую и избирательную нишу неприемлемо для Филата, который пытается консолидировать свои ряды за счет прозападных настроенных молдаван, многие из которых живут в Румынии.

В то же время борьба за голоса молдавских избирателей из-за рубежа приводит к некоторой радикализации заявлений «прорумынских» политиков. Многочисленные визиты в Румынию и «заигрывание» ЛДПМ с молдавскими студентами раздражает руководство ЛП, которое во внешнем плане делает ставку на голоса молдаван из Румынии.

В этом контексте, затмение Гимпу в вопросе парафирования «секретного» договора перешло все границы, включая законные. Тем не менее, и.о. главы страны не желает довести дело до крайности. Обмен жесткими репликами может остаться единственной формой противостояния по данному вопросу, так как Гимпу не желает ставить в неловкое положение Бухарест и своего хорошего друга Траяна Бэсеску.

С другой стороны, Филат использует слабости соперника, осуществляя психологическое давление на либералов посредством европейских структур и «глубокой дружбы» между Бэсеску и самой влиятельной «прорумынской» партии (которую принято считать ЛП) на молдавской политической арене, которая ведет категорическую борьбу с «пропагандой молдовенизма».

Не в последнюю очередь, либералам не нравится, что в провинции молдавско-румынский договор представлен, как окончательное препятствие для возможного объединения с Румынией. От этой идеи лидер ЛП Михай Гимпу никогда не отказывался. Позиция относительно действий Филата является и сигналом для унионистически настроенного электората, который перед выборами стоит перед дилеммой: ЛДПМ или ЛП?

Реакцию Гимпу нельзя оторвать от внутренней ситуации в стране, где Филат поднимается в рейтинге популярности. Это несмотря на то, что либералы предприняли различные методы для того, чтобы сократить отставание от ЛДПМ. Не случайно Михай Гимпу выразил свое недовольство именно после обнародования результатов Барометра общественного мнения – соцопроса, который вызывает наибольшее доверие. Согласно исследованию, уровень доверия к Филату составляет 18,2%, а к Гимпу – всего 4,8%.

Несмотря на вышесказанное, именно чрезмерное внимание к «румынскому фактору» и ревность к популярности Филата заставили Михая Гимпу ожесточить свой тон накануне досрочных парламентских выборов.

Ссылки:

1.    Guvernul RM: Prim-ministrul Vlad Filat a avut astăzi la Bucureşti o scurtă întrevedere cu Jose Manuel BARROSO, Preşedintele Comisiei Europene, http://www.gov.md/libview.php?l=ro&idc=436&id=3183

2.     „Tratatul între România şi Republica Moldova privind regimul frontierei de stat, colaborarea şi asistenţa mutuală în probleme de frontieră” reglementează modalitatea de realizare a marcării pe teren a frontierei, soluţionarea problemelor referitoare la construirea de obiective comune la frontieră, întreţinerea frontierei. Totodată, el prevede constituirea şi funcţionarea Comisiei mixte pentru verificarea traseului frontierei de stat şi întreţinerea semnelor de frontieră. Documentul se referă la modul de folosire a apelor de frontieră, căilor ferate, şoselelor, precum şi a altor instalaţii de comunicaţii care traversează frontiera de stat, desfăşurarea unor activităţi precum pescuitul, vânătoarea, silvicultura, exploatarea subsolului în apropierea frontierei modul de cercetare şi de soluţionare a încălcărilor regimului cum ar fi trecerea nepermisă a frontierei sau deteriorarea semnelor de frontieră etc. Semnarea Tratatului completează seria de evenimente bilaterale majore consemnate în ultimul an, între cele două state: încheierea unui număr de cincisprezece acorduri, inclusiv Acordul de mic trafic la frontieră, deschiderea Consulatelor Generale ale României de la Bălţi, Cahul şi a Consulatul General al Republicii Moldova de la Iaşi, deschiderea Institutului Cultural Român „Mihai Eminescu” din Chişinău.”, România şi Republica Moldova au semnat Tratatul privind regimul frontierei de stat, colaborarea şi asistenţa mutuală în probleme de frontieră, http://www.mae.ro/node/5893

Anunțuri
Explore posts in the same categories: AZI.MD, Статьи на русском языке, Mihai Ghimpu, RM şi România, România, Vlad FILAT

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare / Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Google+

Comentezi folosind contul tău Google+. Dezautentificare / Schimbă )

Conectare la %s


%d blogeri au apreciat asta: